Гражданско-патриотическое воспитание студентов ВУЗа: государственный заказ и реальность

Современное состояние проблемы гражданско-патриотического воспитания вызывает достаточно много вопросов. С одной стороны, это направление воспитательной работы в образовательных организациях было всегда и не нуждается в подтверждении своей актуальности. С другой стороны, оно зависит от проводимой государством политики, от экономического, культурного состояния страны, от развития образовательной практики и др. В течение нескольких десятилетий в нашей стране было написано множество научных и методических работ по этой теме. Менялись цели, содержание этого вида воспитания; рассматривалось патриотическое воспитание отдельно от гражданского, иногда вместе; уделялось особое внимание молодежи, затем стали говорить о необходимости воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня изменились реалии, связанные с геополитическими и национальными проблемами,  в связи с международной нестабильностью возникла очевидность новой «холодной войны», наметилась устойчивая тенденция к изоляции и дискредитации РФ в мире. Экономическое развитие страны, особенно ее отдельных регионов, снижает уровень патриотизма относительно «малой Родины», у молодежи возникает осознание, что Родина – это там, где лучше живется, прежде всего, с экономической стороны. Наблюдается отток жителей из регионов в крупные города Центрального федерального округа. Развитие системы Интернет позволяет проанализировать настроения молодежи, в том числе студенчества, по этой теме при обсуждении на различных форумах, площадках. Необходимо уточнить, что с принятием законов, направленных на противодействия экстремизму, возможности отследить местоположение  авторов, высказывания в социальных сетях по вопросам политического и экономического развития страны стали более мягкими, но далеко не однозначными.

Отсюда возникает потребность в активных действиях со стороны государственных и социальных институтов,  в пересмотре научно-методических основ гражданско-патриотического воспитания, в разработке актуальных и понятных для молодежи технологий воспитательной работы.

На заседании круглого стола на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи», состоявшегося в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 21 мая 2015 года обсуждались актуальные проблемы государственной политики в области пат­риотического воспитания молодежи. Среди них были озвучены: организационные проблемы; недостаточная эффективность осуществления воспитательной функции образовательными организациями и отсутствие эффективных меха­низмов контроля в области патриотического воспитания; отставани­е содержания документов стратегического планирования и нормативных пра­вовых актов по вопросам государственной политики в области патриотического воспитания от реального состояния российского общества, потребностей обще­ства и государства в этой сфере; значительные изменения в меж­дународной обстановке, вызвавшие появление новых угроз для российского общества и государства. На федеральном уровне в последнее время был принят ряд стратегических документов в этой сфере, где прослеживает основная мысль – воспитание всех слоев населения при сохранении приоритета детей и молодежи.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» в Статье 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования указано: «1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:…3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [13].

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ, целью гражданско-патриотического  воспитания  является  развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].

В проекте Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» целью патриотического воспитания признается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [7].

К числу других законодательных документов, ориентирующих и регулирующих гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи относятся: Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, регулярно принимаемые пятилетние Программы патриотического воспитания граждан РФ (последняя  была принята 30.12.2015 г. на период 2016-2020 гг.)  и др. Отдельно нужно отметить Конституцию РФ, где вся преамбула – это манифест патриотизма и гражданственности.

В РФ созданы организации, которые реализуют этот вид деятельности: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) является подведомственным учреждением Федерального агентства по делам молодежи; Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) — единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России; Российский студенческий центр при Министерстве образования и науки РФ. Всего в России на конец 2015 г. действуют 22000 патриотических объединений, клубов и центров [1]. На региональном уровне – это межведомственные советы по патриотическому воспитанию (в частности, в Омской области с 2007 г.). Всего в Омской области на начало 2016 г. действуют 38 НКО (некоммерческих организаций), цель которых – гражданско-патриотическое воспитание населения.

К отдельным задачам Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ на 2016 – 2020 гг. относятся: «вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания; совершенствование системы подготовки специалистов и повышение их квалификации в области патриотического воспитания» [1,с.6].

Отдельно отметим, что в Федеральных государственных стандартах (ФГОС) дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в первых строках, как приоритеты,  указаны ориентиры и цели – формирование российской гражданской идентичности обучающихся; в портрете выпускника на первом месте в списке качеств:  любящий свой край и свою Родину [11]. Возникает вопрос: как готовят будущих педагогов в вузе для реализации ФГОС  в этом направлении?

Новый Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, принятый в 2016 г., ставит первой целью развитие личностных качеств гражданина-патриота. В нем же, п.4.5: «Одной из ведущих задач воспитания является формирование у молодёжи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности служить Родине в выбранной профессиональной сфере, к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Особое внимание в системе воспитательной деятельности уделяется работе с государственной символикой РФ, участию обучающихся в государственных праздниках (День России, День народного единства и др.), памятных для россиян культурно-исторических событиях» [9, с.3].

Однако в ФГОС высшего образования 44.03.01 – Педагогическое образование, 2015 г. таких конкретных ориентиров нет. Косвенно это можно увидеть через общекультурную компетенцию ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции [6]. Но это вносит вклад только в когнитивный компонент гражданско-патриотической компетентности студента. Видим, что будущих педагогов образовательный стандарт не готовит напрямую к деятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Можно ориентироваться в этом вопросе только на Стандарт организации воспитательной деятельности. Но воспитательная деятельность и сегодня еще ассоциируется с деятельностью внеучебной, что прослеживается в ежегодных отчетах вузов, которые находятся в свободном доступе на официальных сайтах образовательных организаций. А по Закону «Об Образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (Статья 34, п.4). Поэтому логично предположить, что часть студентов, не охваченных внеаудиторной воспитательной работой, не будут должным образом подготовлены к воспитанию гражданственности и патриотизма у своих будущих учеников.

Отсюда мы выходим на проблему, каким образом должно быть организовано гражданско-патриотическое воспитание (воспитание гражданского патриотизма) в современном вузе? Остановимся коротко на основных понятиях, не претендуя в рамках этой статьи выделить окончательный вариант их трактовки.

Анализ понятия «патриотизм» позволяет определить его содержание, которое включает чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; сознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные и другие достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способствовать укреплению силы и развитию страны; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В Проекте Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотизм – «это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [7,с.1].

У понятия «гражданственность» также есть несколько устоявшихся определений:

  • нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в  готовности  отстаивать  и защищать от всяких посягательств его права и интересы;
  • качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности;
  • антипод аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;
  • правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.

Гражданское воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Когда говорят отдельно о патриотизме, и отдельно о гражданственности, имеют в виду их отличия. Конечно, они есть. Отличием гражданственности от патриотизма является то, что гражданственность – правовой статус человека, показывающий наличие прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательно, а патриотизм  – чаще всего определяется как чувство, отношение. Патриотизм не зависит от стиля управления государством, а гражданственность характерна только для демократической формы правления. Гражданственность неотделима от преданности своей стране – патриотизма. Но если патриотизм уже только любовь к своей стране, то гражданственность – выполнение обязанностей, конкретные дела на благо Родины. Патриотизм без гражданственности, в принципе, может быть, а вот гражданственности без патриотизма не бывает. Часто говорят, что гражданственность является высшей формой патриотизма, что, на наш взгляд очень верно. Если человек ведет себя как гражданин (соблюдает законы и т.п.), но негативно относится к Родине, стране, то такую гражданственность можно назвать «ложной». К сожалению, этот тип поведения можно наблюдать у части современной молодежи, которая таким образом защищается от возможного осуждения своей позиции.

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность предполагают взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который проявляет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, обладает позитивными ценностями и качествами, а также способен проявить их в интересах Отечества.

            Такую же связь видим в цели Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ: «Повышение гражданской ответственности за судьбу страны. Консолидация общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян. Воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1,с.5]. То есть, патриотическая программа реализуется через воспитание гражданина.

Научное обоснование необходимости объединения двух важнейших направлений воспитания в единое целое высказывает известный идеолог профессор  В. И. Лутовинов. По его утверждению, «главный парадокс… в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые  рассматриваются  сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко – в ущерб и противоположность друг другу» [4]. Мы разделяем эту позицию и считаем, что она должна быть основой при проектировании воспитания гражданского патриотизма студентов. Именно такой термин нам представляется наиболее верным, хотя и используемым в качестве синонима. Поэтому организация воспитания студентов в вузе должна реализовывать воспитание гражданственности и патриотизма в неразрывном единстве. Наличие в планах воспитательной работы вуза раздела «Гражданское воспитание» и/или «Патриотическое воспитание» показывает недостаточно точное понимание целей современного воспитания.

Еще одно важное замечание. Выделение этих видов воспитания в программных документах вузов крайне спорно, даже если они выделены в единстве – гражданско-патриотическое воспитание. Таким образом, полагают, что студенты становятся гражданами и патриотами, только участвуя в мероприятиях, обозначенных в этом разделе. Но мероприятия духовно-нравственного, физического, экологического и других видов воспитания не могут быть непатриотичными. Этого же мнения придерживается Министр образования РФ, которое он высказал в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM» в апреле 2016 г., отрицая необходимость введения в школе специальных уроков патриотизма: «Мы исходим из того, что, конечно, задача школы – воспитывать личностей, дать каждому ребенку то, что необходимо для его становления как члена общества, и, безусловно, патриотическое воспитание как любовь к своей родине, большой и малой, знание родной истории, уважение к культуре – это неотъемлемая часть этой работы», – пояснил Дмитрий Ливанов [11]. То есть и патриотическое, и гражданское воспитание – это и есть все воспитание в принципе. Здесь уместно привести знаменитые слова Президента РФ В. Путина: «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея».

Заключая обзор и анализ нормативных документов, трактовок понятий, некоторых аспектов практического реализации воспитания гражданского патриотизма студентов, сделаем выводы.

1.Состояние гражданско-патриотического воспитания студентов вуза требует переосмысления системы его организации.

2.Необходимо рассматривать это направление воспитания без деления на гражданское и патриотическое.

3.В государственных образовательных организациях не может быть никакого другого воспитания, кроме воспитания гражданского патриотизма, т.е. другие традиционные виды/направления воспитательной деятельности должны быть «встроены» в систему гражданско-патриотического воспитания.

4.Особенное внимание этому следует уделить в педагогических вузах, т.к. они готовят будущих специалистов по воспитанию гражданского патриотизма у всех слоев населения России, прежде всего – детей и молодежи.

5.Цели и задачи воспитания в вузах должны соответствовать целям и задачам федеральных организаций, которые наделены  правами исполнителей в программах  гражданско-патриотического воспитания граждан РФ (Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, Федеральное агентство по делам молодежи, ДОСААФ России и др.).